Почему я не работаю с детьми?

Spread the love

Добрый день, мои дорогие читатели. Эта статья пишется мною, так сказать, по горячим следам, пока во мне еще бурлит огонь эмоций. Можно сказать, крик души психотерапевта. Буквально за полчаса до того, как я взяла в руки себя и свой компьютер и начала печатать то, что вы в данную минуту читаете, у меня случился весьма оригинальный телефонный разговор. Стоит отметить заранее, что это далеко не единичный случай, таких бесед в моей практике было довольно много. Итак, женщина на другом конце телефонного провода настоятельно требовала, чтобы я всенепременно приняла её ребенка. На мой вопрос: «А сколько Вашему ребенку лет?», я услышала: «А какая, собственно, разница?». В итоге, после моих долгих объяснений, которые я подробнейшим образом опишу ниже, выяснилось, что ребенку нет еще и шести, а я, после моего обоснованного отказа работать с таким маленьким человеком, оказалась, цитирую дословно: «бесчувственной и бессердечной». Не хочу ни перед кем оправдываться, но для своих будущих и настоящих клиентов хочу дать некоторую информацию по поводу практики в детской психологии.

Детская психика и, соответственно, детская психология, кардинально отличаются от взрослой. Выражается это буквально во всем: у ребенка совершенно другое восприятие окружающей действительности, другие ответные эмоциональные и поведенческие реакции, другое мышление, все-все другое, соответственно, все приемы и методики, применяемые в детской психологии, также отличаются от психологии взрослого человека. Для того, чтобы всем этим методам, методикам и приемам обучиться, необходимо потратить от трех до пяти, а иногда и шести лет своей жизни, обучаясь специальности, которая так и называется «детский психолог» или «психология детского возраста». Есть, конечно, суперскоростные (от 3 месяцев до 1 года) обучающие курсы и тренинга для уже действующих взрослых психологов и психотерапевтов, но, поверьте мне, за столь короткое время всем тонкостям и премудростям детской психологии обучиться просто нереально. Соответственно, делаем вывод, хороший детский психолог — это как минимум человек с дипломом о высшем образовании, в котором черным по белому прописано, что он именно детский специалист и учился этому долгие годы. Ознакомившись с разделом моего сайта «Дипломы и сертификаты», Вы не найдете там ни одного документа, в котором хоть в какой-то форме значилось бы слово «детский», следовательно, я не имею никакого юридического, а также морального и этического права работать с детьми. Да, в любом ВУЗе, где обучают специальности «психолог», есть курс детской психологии, по нему даже экзамен сдают, но, поверьте мне, тех знаний, которые дают на этом курсе не хватит вообще ни на что. 

В отечественной медицине существует четкая периодизация по возрастам:

1.Детский возраст — от рождения до начала периода полового созревания (12—13 лет).

2. Подростковый возраст (период полового созревания) — от 12—13 до 16 лет у девочек и от 13—14 до 17—18 лет у мальчиков.

3. Юношеский возраст — от 16 до 25 лет у женщин и от 17 до 26 лет у мужчин. 

И только с 25-26 лет начинается возраст взрослый. Означает ли это, что психолог, который позиционирует себя как «специалист для взрослых» занимается только клиентами 25-26 лет и более? Вовсе нет. В психологии возрастные периоды более сглаженные и условные. Всех клиентов, чаще всего, разделяют лишь на две категории: дети и взрослые, при этом дети — это от 0 до 14-15 лет, а взрослые, соответственно, от 14-15 лет до бесконечности. То есть, если Вам уже исполнилось 15, и Вы считаете, что Вам необходима помощь психолога или психотерапевта, добро пожаловать к «взрослому» психологу. Бывают, конечно, случаи-исключения, когда идет глубинная семейная терапия, затрагивающая абсолютно всех членов семьи, но при этом отдельной индивидуальной работы с ребенком не проводится. 

Я искренне надеюсь, что данная статья была для Вас полезна и информативна. Возникли вопросы? Задавайте! Всегда рада общению! 

Ваша Анна Янина.